ЗАЧЕМ СТЕРЖЕНЬКУ "УШКИ"?
Директор фабрики дидактических материалов «Монтессори-Питер» Валерий Ковширов приехал в Екатеринбург на Всероссийскую выставку пособий для групп Монтессори в последний день. Представился, разложил на столах материалы и приготовился отвечать на вопросы участников выставки. Вопросы не заставили себя ждать. После ответа на один из них, разгорелся спор. А вопрос был вот такой. «Почему Ваша фабрика выпускает стерженьки в Золотом математическом материале с «ушками», когда другие фабрики уже давно этого не делают?». Валерий ответил очень жестко: «От этой гениальной идеи М.Монтессори отказываться не будем. Стержни-десятки, пластинки-сотни и кубы-тысячи наша фабрика всегда будет выпускать именно с «ушками». Мы попросили эксперта Ассоциации Монтессори-педагогов России, основательницу двух наших фабрик Монтессори-материалов Ольгу Лаптеву прокомментировать эту позицию Валерия Ковширова.
Когда-то давно, почти 20 лет назад я решила усовершенствовать Золотой материал. Мне не очень понравилось, что голландская фабрика выпускала стерженьки, пластинки и кубики с «ушками», то есть проволочка, на которую насаживается бусинка, зачем-то выходит наружу в виде маленького закругленного ушка. Это были те самые девяностые годы, когда мы все были смелые, молодые и очень в себе уверенные! Мы с мужем тогда только начали выпуск в Омске первого комплекта Монтессори-материалов и нам, конечно же, очень хотелось догнать и перегнать и фирму nienhuis, и вообще всех в мире, чтобы наши российские Монтессори-материалы были лучшие в мире!
В общем, не очень обогащенная в тот момент знаниями о Монтессори-педагогике, но ведомая желанием «сделать лучше, чем у голландцев», я решила отказаться от торчащих из этих стерженьков, пластинок и кубиков проволочек. Рассуждала я так: «Если это квадрат 100 на 100, или это куб 1000 на 1000, то визуально «ушки» мешают ребенку увидеть этот квадрат, или этот куб и поэтому их не должно быть. Хочу вам сказать, что технически это было не просто, спрятать «ушки», но мы справились!
Когда в 1998 году я привезла в Канаду Монтессори-материал производства своей Омской фабрики и представила его на курсе в Toronto Montessori Institute, где тогда училась, то первый вопрос был: «А где ушки»? Канадские Монтессори-тренеры обьяснили мне, что голландцы делают очень правильный Золотой материал, и что это принципиально важно, чтобы ушки были видны. Обьясняю, почему.
Первое, и самое главное
Десять ОТДЕЛЬНЫХ бусинок составляют число десять. Не десять соединённых вместе частей, как в числовых штангах, а десять ОТДЕЛЬНЫХ бусинок! Их просто для удобства собрали вместе на стерженёк (насадили на стерженёк), и этот самый стерженёк ребёнок должен увидеть в виде ушка. Кроме того, бусинки должны слегка вращаться на стерженьке, чтобы ребенок еще раз ощутил, что это ОТДЕЛЬНЫЕ бусинки, а не монолит. Поэтому и голландцы, и фабрика в Питере, насаживают бусинки на стерженек так, чтобы ребенок мог покрутить каждую бусинку и почувствовать, что это отдельная единица, и что из десяти отдельных единиц (в данном случае бусинок ) получается число десять.
Второе, и не самое главное
Ребёнку удобнее держать стерженёк за ушко, когда он прикладывает его к пластинке-сотне и считает десятками. При этом, когда прикладывают пластину-сотню к кубу, чтобы посчитать, сколько там сотен, то уже не так важно, как держать пластину. Потому что за ушки ее держать не очень удобно (она большая, чтобы так держать).
Вот и все! А я то думала, что самое главное, чтобы ребенок увидел, что один – это точка, что десять – это линия, что сто – это десять в квадрате, что тысяча, это десять в кубе. Но ведь на то он и Монтессори-материал, чтобы маленький ребенок мог не только увидеть (как в обычном дидактическом материале), но, самое главное, почувствовать и потрогать.
С тех пор прошло много лет, и я, как автор «гениального» изобретения Золотого материала без «ушек», много раз объясняла, что придумала когда-то давно убрать «ушки», не понимая толком смысла, вложенного Марией Монтессори в этот материал, что была не права, что уже давно исправила свою ошибку в Питерском Золотом материале... Ну, что мне делать? Как еще объяснить, зачем стерженьку «ушки»?!
Статья из журнала «Монтесори-Клуб» 2006 год.
Ольга Лаптева
эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России,
Торонто (Канада)