ЗНАКОМИМСЯ С МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛАМИ: ЦВЕТНЫЕ ТАБЛИЧКИ
Первую свою школу Мария Монтессори открыла в бедном римском квартале, где жили работники и работницы ткацкой фабрики. Это нашло своё отражение и в материалах, которые она разработала для детей. У них не было большого количества игрушек. Вот они и играли тем, чего в данном месте было в избытке – веретёнами и разноцветными нитками. О веретёнах мы поговорим в другой раз, а нитки сыграли важную роль в возникновении и становлении одного из важных и интересных Монтессори-материалов. Первый материал для работы с цветом как раз и был сделан Марией Монтессори из маленьких намоток цветных ниток, они так и назывались – мотушки. Сейчас для работы с цветом используются цветные таблички.
Изучение цветов по монтессори
Первое упражнение ребёнка с цветом – это коробка с тремя парами табличек: две красные, две синие и две жёлтые.
Первое упражнение ребёнка с цветом – это коробка с тремя парами табличек: две красные, две синие и две жёлтые. Из комбинации этих базовых цветов в реальной жизни получаются и все остальные цвета, и их оттенки, потому красный, синий и жёлтый называют основными. Это совсем несложное упражнение используется и самыми маленькими детьми в классе. Цветные таблички становятся доступными ребёнку по достижению возраста двух с половиной лет или с момента появления его в среде. В процессе работы у ребёнка обостряется визуальное восприятие, он получает ключи для ориентации в мире цвета, кроме того, ребёнок постепенно воспринимает идею эквивалентности. Косвенным образом он готовится к развитию своего эстетического вкуса.
Как конкретно работает ребёнок? Он выбирает одну из табличек. Все таблички имеют одинаковые размер, форму, текстуру, вес. Они отличаются только по одному параметру – по цвету. Мария Монтессори в зоне сенсорики часто использовала принцип «изоляции чувств», когда отличить один объект от другого ребёнок может только благодаря одному из органов чувств, в данном случае зрению. В результате подобной деятельности ребёнок может отличать не просто цвета, но даже и нюансы оттенков. Постепенно он получает и язык, узнаёт все необходимые в его ежедневной деятельности названия цветов.
Трудность упражнения может быть увеличена путём постепенного добавления других пар цветов. Это происходит уже во втором ящике с цветными табличками: там ребёнок работает уже с одиннадцатью парами цветных табличек. Сначала к трём парам основных цветов добавляются три пары дополнительных: фиолетовый, оранжевый и зелёный – это цвета второго порядка, которые обычно получаются путём смешивания чистых основных цветов. Затем добавляются ещё три цвета. Это так любимый детьми розовый, а также коричневый и серый. Потом добавляются чёрный и белый цвета. В конце концов, ребёнок уже в состоянии соединить все одиннадцать пар цветов, а через некоторое время и назвать их названия.
монтессори-материал цветные таблички для изучения цветов
Все таблички имеют одинаковые размер, форму, текстуру, вес. Они отличаются только по одному параметру – по цвету.
При работе с третьим ящиком цветных табличек он уже градирует цвета по оттенкам. Ребёнок использует коробку, содержащую семь оттенков девяти различных цветов. Оттенки каждого цвета располагаются от самого насыщенного оттенка до самого светлого. Для выполнения этого упражнения ребёнок должен уметь различать интенсивность оттенков. Расположение всех цветов и оттенков даёт ребёнку очень яркие и радужные впечатления, что является весьма привлекательным для детей.
Гид может и усложнить задачу. Выбрать цвет таблички и попросить ребёнка пойти к коробке и принести тот оттенок, который немного темнее или светлее чем тот, что он принёс. Сделать это непросто, но многие дети в состоянии сделать это уже через несколько месяцев работы. Существует и ещё ряд довольно непростых и достаточно разнообразных видов занятий на расстоянии.
В результате этой комплексной деятельности дети утончают своё цветовосприятие и начинают различать даже самые тонкие различия в цвете, что подготавливает их для всех видов научных наблюдений, искусства, дизайна и многих других значимых действий.
http://mchildren.ru/colored-plates/