ЗАЧЕМ СТЕРЖЕНЬКУ "УШКИ"?

 

 

 Директор фабрики дидактических материалов «Монтессори-Питер» Валерий Ковширов приехал в Екатеринбург на Всерос­сийскую выставку пособий для групп Монтессори в последний день. Представился, разложил на столах материалы и приго­товился отвечать на вопросы участников выставки. Вопросы не заставили себя ждать. После ответа на один из них, раз­горелся спор. А вопрос был вот такой. «Почему Ваша фабрика выпускает стерженьки в Золотом математическом материа­ле с «ушками», когда другие фабрики уже давно этого не дела­ют?». Валерий ответил очень жестко: «От этой гениальной идеи М.Монтессори отказываться не будем. Стержни-десятки, пластинки-сотни и кубы-тысячи наша фабрика всегда будет выпускать именно с «ушками». Мы попросили эксперта Ассоциа­ции Монтессори-педагогов России, основательницу двух наших фабрик Монтессори-материалов Ольгу Лаптеву прокомменти­ровать эту позицию Валерия Ковширова.

 

   Когда-то давно, почти 20 лет назад я решила усо­вершенствовать Золотой материал. Мне не очень понравилось, что голланд­ская фабрика выпускала стерженьки, пластинки и кубики с «ушками», то есть проволочка, на кото­рую насаживается бусинка, зачем-то выходит наружу в виде маленького закру­гленного ушка. Это были те самые девяностые годы, когда мы все были смелые, молодые и очень в себе уве­ренные! Мы с мужем тогда только начали выпуск в Омске первого комплекта Монтессори-материалов и нам, конечно же, очень хо­телось догнать и перегнать и фирму nienhuis, и вообще всех в мире, чтобы наши российские Монтессори-материалы были лучшие в мире!

   В общем, не очень обо­гащенная в тот момент знаниями о Монтессори-педагогике, но ведомая же­ланием «сделать лучше, чем у голландцев», я решила отказаться от торчащих из этих стерженьков, пласти­нок и кубиков проволочек. Рассуждала я так: «Если это квадрат 100 на 100, или это куб 1000 на 1000, то визу­ально «ушки» мешают ре­бенку увидеть этот квадрат, или этот куб и поэтому их не должно быть. Хочу вам сказать, что технически это было не просто, спрятать «ушки», но мы справились!

   Когда в 1998 году я при­везла в Канаду Монтессори-материал производства своей Омской фабрики и представила его на кур­се в Toronto Montessori Institute, где тогда училась, то первый вопрос был: «А где ушки»? Канадские Монтессори-тренеры обьяс­нили мне, что голландцы делают очень правильный Золотой материал, и что это принципиально важно, чтобы ушки были видны. Обьясняю, почему.

 

Первое, и самое главное

Десять ОТДЕЛЬНЫХ бусинок составляют число десять. Не десять соеди­нённых вместе частей, как в числовых штангах, а де­сять ОТДЕЛЬНЫХ бусинок! Их просто для удобства со­брали вместе на стерженёк (насадили на стерженёк), и этот самый стерженёк ребё­нок должен увидеть в виде ушка. Кроме того, бусинки должны слегка вращаться на стерженьке, чтобы ре­бенок еще раз ощутил, что это ОТДЕЛЬНЫЕ бусинки, а не монолит. Поэтому и гол­ландцы, и фабрика в Пите­ре, насаживают бусинки на стерженек так, чтобы ребе­нок мог покрутить каждую бусинку и почувствовать, что это отдельная единица, и что из десяти отдельных единиц (в данном случае бусинок ) получается число десять.

 

Второе, и не самое главное

  Ребёнку удобнее дер­жать стерженёк за ушко, когда он прикладывает его к пластинке-сотне и считает десятками. При этом, когда прикладывают пластину-сотню к кубу, чтобы посчи­тать, сколько там сотен, то уже не так важно, как дер­жать пластину. Потому что за ушки ее держать не очень удобно (она большая, чтобы так держать).

   Вот и все! А я то думала, что самое главное, чтобы ребенок увидел, что один – это точка, что десять – это линия, что сто – это десять в квадрате, что тысяча, это десять в кубе. Но ведь на то он и Монтессори-материал, чтобы маленький ребенок мог не только увидеть (как в обычном дидактическом материале), но, самое глав­ное, почувствовать и по­трогать.

   С тех пор прошло много лет, и я, как автор «гениаль­ного» изобретения Золото­го материала без «ушек», много раз объясняла, что придумала когда-то давно убрать «ушки», не понимая толком смысла, вложенного Марией Монтессори в этот материал, что была не пра­ва, что уже давно исправила свою ошибку в Питерском Золотом материале... Ну, что мне делать? Как еще объ­яснить, зачем стерженьку «ушки»?!

 

 

Статья из журнала «Монтесори-Клуб» 2006 год.
 Ольга Лаптева
эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России,
Торонто (Канада)

Вернуться на сайт Монтессори