С КАКОГО ВОЗРАСТА ВОЗМОЖНО ОБУЧАТЬ РЕБЁНКА ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ?

Система Монтессори, как я не устаю повторять, хороша именно тем, что не только называет себя системой, но и является таковой. Это целостный взгляд на природу детства, который хорош для детей каждого возраста, да и родителям, последовательно его применяющим, обычно жаловаться не приходится. В общем-то, идеальна ситуация, когда родители обладают определёнными знаниями до рождения первого ребёнка. Тогда они могут предпринять некоторые полезные действия ещё до появления на свет малыша, подойти к родам с пониманием потребностей мамы и новорождённого, подготовить удобный для всех дом, обойтись минимумом трудностей в установлении распорядка дня малыша, умело действовать в истинных интересах ребёнка, позже – найти Монтессори-сад и школу… – благолепие и растворение воздухов.

Образование для жизни, о котором писала М. Монтессори, действительно начинается с подготовки родителей, поскольку они – важнейшее окружение ребёнка, они транслируют ему свой образ жизни и культуру, к которой принадлежат, от их готовности приложить свои усилия зависит и создание домашней Монтессори-среды, и возможность ребёнка посещать Монтессори-класс.

Первые два месяца жизни малыша, называемые симбиотическим периодом, для новорождённого, да и для матери, важно быть максимально сосредоточенными друг на друге. Это промежуточное состояние, уже разделённое, но ещё очень созависимое.

Дальше с каждым месяцем малыш становится всё более подвижным и заинтересованным во внешнем мире. В это время мама с малышом может посещать класс, называемый нидо (если в нём есть пространство для самых маленьких), но это, скорее, способ для неё «выйти в свет». Ребёнок может при необходимости некоторое время быть в классе без мамы, но его личной потребности в этом нет. Вся обстановка и модули, которые можно предложить малышу в классе, несложно (и желательно) воспроизвести дома.

Когда ребёнок начинает активно ползать, класс «Нидо» может предложить ему уже гораздо больше. В этом возрасте малыш может находиться в классе самостоятельно довольно продолжительное время. Имеет смысл посещать «Нидо», если маме нужно выходить на работу, или если условия домашней среды не позволяют дать ребёнку достаточно пространства и домашних аналогов материалов для крупных движений, подготавливающих его к ходьбе. В классе есть возможность расположить достаточно громоздкие брусья, тумбы, лестницы, тяжёлые детские столики и стулья, возле которых ребёнок может пробовать стоять, ходить с опорой, взбираться и спускаться, ползать, сидеть. Каждый из элементов нужен ребёнку непродолжительное время, так что рационально предложить дома предметы домашней обстановки, подходящие по функциям. Если же это затруднительно, посещение «Нидо» может быть полезно.

 

После того, как ребёнок начинает ходить, многое в домашней среде потребует изменения. Теоретически хорошо подготовленные родители могут воспроизвести развивающую среду дома, которая будет немногим уступать Тоддлер-классу. Практически в России пока недостаточно качественной информации по тому, как это сделать, и без получения специализированного Монтессори-образования, пожалуй, тут не обойтись. Кроме того, в классе ребёнок сталкивается с правилами поведения, регулирующими его взаимоотношения там, получает опыт конструктивного взаимодействия со сверстниками, сотрудничает с новым взрослым – педагогом; регулярное посещение занятий подготавливает малыша к садику. Эти важные грани опыта невоспроизводимы в домашних условиях. Если же быть честными до конца, то родителям редко когда удаётся считаться с потребностями ребёнка так бережно, как это можно сделать в классе. Дело в том, что мы, взрослые, привязаны к временным рамкам, тогда как ребёнок живёт в мире внутренних свершений. Его может обуревать желание многократно повторять какие-то действия, и не всегда родитель располагает временем, чтобы позволить юному исследователю именно сейчас сорок раз поливать цветочек или два часа вдумчиво наводить и пожёвывать суп из компота, зерновых шариков и творожка. Ребёнок при этом создаёт и закрепляет важные навыки и качества личности, узнаёт мир; он поливает не ради цветка и даже ест не только для того, чтобы насытиться. В классе всё время занятий принадлежит ему, и малыш может повторить понравившиеся действия столько раз, сколько нужно для достижения его внутреннего результата. Сама М. Монтессори высказывалась в том смысле, что после полутора лет желательно посещать Тоддлер-класс каждый будний день. Из своего опыта психолога я заключаю, что для большинства детей до 2,5–3 лет нахождение в разлуке с близкими людьми в течение всего дня – достаточно большой труд. Самый благоприятный режим – пребывание в группе половины дня. Но это сопряжено с финансовыми трудностями. Подавляющее большинство Монтессори-садов – частные, так что, как правило, для того, чтобы ребёнок мог их посещать, матери требуется выйти на работу, а значит, скорее всего, быть занятой полный день. Если ребёнок приходит в класс два-три раза в неделю на несколько часов, это увеличивает время, которое ему требуется, чтобы включиться в работу, в каждое его посещение. Тем не менее, это один из вариантов компромиссного решения. В зависимости от индивидуальных обстоятельств родители детей до 2,5 лет могут выбрать наилучшую тактику.

 

После 2,5–3 лет образовательные потребности ребёнка сильно меняются, и им удовлетворяет класс 3–6. С одной стороны, многие материалы для этого возраста описаны самой М. Монтессори в её книгах, которые переведены на русский язык, так что родителю в чём-то проще пытаться воссоздать эту среду дома. Кроме того, индивидуальная работа с материалом – лишь часть всего, что делает ребёнок в классе 3–6. Методика предусматривает разнообразные формы совместной работы детей в разновозрастной группе, далеко не все из которых воспроизводимы даже в многодетных семьях. Посещение дошкольной группы является хорошей подготовкой к школе, даже если это будет не Монтессори-школа. В свете сказанного, если идеи Монтессори находят отклик в Вашем мироощущении, логично привести ребёнка в класс 3-6, продолжая поддерживать и развивать самостоятельность и независимость дома. Если же малыш пойдёт в садик с традиционной программой, вы можете организовать дома условия для его большей самостоятельности и независимости в бытовых моментах, но на серьёзную работу с языковыми, математическими, космическими материалами времени у ребёнка не будет, и к лучшему: такое параллельное изучение может запутывать.

Далее ребёнок может пойти в традиционную школу, и база, заложенная в дошкольное время, будет ему хорошим подспорьем. Если же родители в состоянии привести ребёнка с 6 до 12 лет в Монтессори-школу, то ему будет легко заниматься там, поскольку и стиль учёбы, и материалы перекликаются с теми, что он знает по дошкольному классу. Некоторые родители выбирают вариант семейного образования, которое не может (по тем же причинам, что и 3–6) полностью реализовать Монтессори-метод, но, при грамотной организации, не уступает Монтессори-классу в субъектной позиции ученика и степени индивидуализированности. Правда, ребёнок лишён в таком случае опыта совместных проектов в процессе учёбы со сверстниками, но обычно это частично восполняется общением в кружках, спортивных секциях, клубах и т.п.

 

Специализированных Монтессори-школ для подростков (названных М. Монтессори эрдкиндерами) немного во всём мире, отчасти в связи с тем, что устроенный по всем правилам эрдкиндер – это пансион полного пребывания, и он недёшев. Отчасти, возможно, по причине того, что дети даже после предыдущей образовательной ступени оказываются готовы заниматься самообразованием и не так нуждаются в подготовленной среде, как младшие. В нашей стране существуют компромиссные решения, которые представляют собой подобие образовательной среды Монтессори-класса 6-12, с материалами, соответствующими программе старших классов, и итоговыми аттестациями, соответствующими образовательному стандарту России.

Интеграция ребёнка в традиционную систему образования после Монтессори-класса возможна на любом этапе. Обратный процесс не всегда может быть эффективен: если ребёнок приобрёл определённые образовательные привычки до 9-11 лет, ему с высокой степенью вероятности будет тяжело переключиться на иную образовательную парадигму, хотя положительные примеры такого позднего включения существуют.

Система Монтессори подходит всем детям (поскольку основана на возрастной психологии и реализует её выводы в образовательной системе), если они с раннего возраста воспитываются в духе Монтессори, но она подходит не всем родителям по экономическим и мировоззренческим причинам. В случаях, когда либо ребёнок поздно включается в Монтессори-образование, либо образ жизни и мыслей родителей слишком сильно расходится с вектором образования Монтессори-класса, обучение по системе Монтессори может создавать в жизни ребёнка слишком много противоречий, и тогда включение ребёнка в образовательный процесс на основе научной педагогики может быть нецелесообразно.

 

 

©АННА ФЕДОСОВА

Вернуться на сайт Монтессори