г. С.-Петербург
+7 (812) 365-48-36   
пр. Обуховской обороны, 
д. 76 лит.«А», к. 4, пом.106 
ПН-ПТ: 10:00-19:00,  
СБ - ВС: вых.

 
 
Детские игры - сегодня, взрослые успехи - завтра! 

Все заказы принимаются через сайт НеЗнаЙка. На новом сайте можно увидеть остатки на складе и магазине. Принимается онлайн оплата.

 

На ваши вопросы отвечает: 

Анна Пугачёва

Академический директор Монтессори-школы "Золотая бусина"                                                                                      (Санкт-Петербург)

Исполнительный директор Фонда Монтессори – филиала AMI в России

Ассистент тренера международного AMI-курса Монтессори 0-3                                                                       (СПб, Россия; Прага, Чехия)

Тренер AMI 0-3 в Программе подготовки тренеров AMI

  • Психолог (факультет психологии СПбГУ)

  • AMI-диплом 0-3 "Ассистент раннего детства" (2008, Денвер, США)

  • Ассоциативный AMI диплом 3-6 (2000, Москва)

  • Foundation Course AMI Монтессори 3-6 (2013, Миннеаполис, США)

Информационный курс AMI Elementary school 6-12 (2001, Москва-Мюнхен)


  • Как заниматься с соединенными дисками?

Эта многоцелевая игрушка предназначена для младенцев от 3-х месяцев. В этом возрасте ребёнок начинает не просто захватывать предметы, но и учится держать их обеими руками и перекладывать из одной ручки в другую. Конструкция Соединённых дисков позволяет малышу сделать перехват легко, ему не требуется поворачивать руку в запястье, что пока ещё делать сложно. Малыш может рассматривать и манипулировать игрушкой, получая новые представления о форме предметов.

В возрасте примерно 5-6 месяцев ребёнок начинает ползать на животе. Соединённые диски являются одним из стимуляторов ползания, так как это перекатывающаяся игрушка, но из тех, что не могут быстро и далеко укатиться от ребёнка. Малыш, подползая к игрушке и пытаясь её захватить, может слегка подтолкнуть игрушку, тогда она немного откатится, и ребёнок получает стимул ползти дальше. Когда малыш, наконец, достигает цели, он испытывает чувство удовлетворения от совершённого действия. Быстро катящиеся предметы в начале освоения ползания, скорее, вредны – ребёнок не может ещё их догнать и испытывает разочарование.

Соединённые диски, в дополнение, могут служить прорезывателем для растущих зубов., как и любой другой деревянный предмет.

 

  • Почему столик и стульчик для кормления тяжелые?

Это специальный комплект мебели, рекомендуемый для введения прикорма детям, начиная примерно с 5-6 месяцев, когда ребёнок начинает сидеть с поддержкой. Их конструкция, в том числе – специальные утяжелители, позволяют сделать первый опыт сидения за столом безопасным. Подлокотники не позволяют ребёнку упасть в стороны, и даже если малыш упрётся ножками в стол и толкнёт его, то стол не сдвинется с места, а стульчик не опрокинется назад. Примерно в возрасте 10-12 месяцев, когда малыш сидит уверенно, можно переходить на использование лёгких столов и стульев.

 

  • Как выбрать игрушку для ребенка по возрасту?

Это вопрос на целую лекцию, я рекомендую, если есть возможность, обратиться за консультацией к специалисту или посетить специальный семинар для родителей.

В порядке общих рекомендаций могу предложить следующие:

1) не используйте большие ящики или корзины для игрушек, в которых хранится всё внавалку – маленькому ребёнку сложно вспомнить, какие игрушки у него есть, и практически невозможно сделать осознанный выбор в таких условиях – он будет просто вываливать всё каждый день в общую кучу, а убрать на место для него в таком объёме – пока ещё непосильная задача;

2) игрушки нужно расположить на открытых полках – в доступе и поле зрения ребёнка;

3) игрушек не должно быть слишком много в один момент времени – до 10 штук максимум на первом году жизни, до 20 штук для малыша т года до 2-х и до 30 штук для 2-3 – летки;

4) после 3-х лет можно разместить больше игрушек в комнате малыша, но нужно соблюдать порядок – все конструкторы храним в одной корзинке, машинки – в другой и т.п.

5) такая организация поможет не только ребёнку ориентироваться в своих "сокровищах", но и взрослым поможет распознать, какие игрушки в данное время полезны малышу;

6) наблюдая за ребёнком, замечайте, какими игрушками он занимается с интересом и успехом – эти самые нужные и полезные на данный момент;

7) если ребёнок в течение нескольких дней не притрагивается к игрушке, и она просто пылится на полке – замените её на какую-то другую (у взрослых может быть хоть целый склад игрушек на замену);

8) если ребёнок испытывает большие трудности в каком-то занятии – например, сложный паззл просто высыпает, а собрать не может – уберите такую игрушку на время – она не по возрасту – её можно будет предложить снова через месяц-другой;

9) если ребёнок слишком быстро и просто справляется, например, с пирамидкой, которая уже давно в его распоряжении, то имеет смысл также предложить ему что-то новое посложнее;

10) в целом игрушки должны предлагать ребёнку задания с некоторой долей сложностей, которые ребёнок может преодолеть с помощью самостоятельных усилий или небольшой помощью взрослых.

 

  • Какие игрушки полезны для ребенка до 3 лет?

Дети до 3-х лет пока ещё не способны "играть" в игрушки в традиционном представлении об игре. До 3-х лет у ребёнка только формируется психика и самосознание. Малыш пока не отличает вымысел от реальности, воспринимает всё за "чистую монету", не умеет примерять на себя роли. Даже если ребёнок "играет" с куклой – кормит, укачивает – это так называемая "наглядно-действенная игра", т.е. простая имитация действий взрослых. Разумеется, малыш ещё не понимает того, что на самом деле кукле не требуется ни пища, ни сон…

Мы рекомендуем предлагать ребёнку в возрасте до 3-х лет как можно больше реальных занятий, так как главная цель этого возраста – адаптация к окружающей среде; малышу нужно понять как устроен этот мир, и для чего нужны те или иные предметы, чтобы развивать самостоятельность и мышление.

Таким образом, самые лучшие игрушки до 3-х лет те, которые имитируют реальную повседневную жизнь взрослых и позволяют ребёнку участвовать в жизни семьи. Обеспечьте малыша маленькими тазиками, швабрами, метёлками, посудой, лейкой и т.п – и покажите как этим пользоваться. Следите, чтобы это была не простая имитация (как, например, пластмассовый утюг), а уменьшенный, но реальный инструмент, с помощью которого ребёнок действительно получит желаемый результат. Только в этом случае малыш поймёт смысл выполняемого действия.

В этом возрасте у детей также идёт формирование различных движений, поэтому нужно предлагать простые занятия для развития зрительно-моторной координации (пирамидки, сортеры, паззлы, нанизывание) и игрушки для развития равновесия и крупной моторики – мячи,  каталки, самокаты.

  • Зачем рядом с кроваткой младенца вешать большое зеркало? Является ли оно безопасным?

Большое зеркало рекомендуется повесить не рядом с кроваткой – она предназначена для сна, а рядом с тем местом, где ребёнок будет бодрствовать. Мы рекомендуем практически с рождения для этого положить на пол большой спортивный мат – он достаточно мягкий, чтобы малыш не ударился, когда начнёт переворачиваться, но упругий, что позволит тренироваться в ползании.

Зеркало, закреплённое на стене у такого мата, служит нескольким целям: во-первых, оно позволяет совсем маленькому ребёнку, который ещё не умеет переворачиваться, наблюдать за происходящим в комнате, даже если он оказался лицом к стене, что полезно и для развития зрения, и для социализации, а во-вторых, наблюдая себя и других в зеркале, ребёнок быстрее начинает осознавать движения своего тела и мимику, что помогает формированию адекватной схемы тела – комплекса представлений о возможностях собственного тела, от которого впоследствии будет зависеть и безопасность поведения, и отношение к себе.

Разумеется, такое зеркало должно быть безопасным – однако, не стремитесь приобрести специальное младенческое зеркало из пластика или плёнки – очень часто такие зеркала искажают изображение. Если не удалось найти специальное безопасное стеклянное зеркало, можно сделать его самостоятельно – наклеить сзади толстую прочную плёнку на обычное зеркало, также можно затянуть прозрачной плёнкой и лицевую часть зеркала.

 

  • Ребенку 1,5 года, он не посещает Монтессори садик, т.к. нет рядом с домом. Можно ли дома создать среду? Если да, то как?

Да, для ребёнка до 3-х лет вполне возможно создать дома полноценную среду для развития, так как в этом возрасте главное – адаптация к окружающему миру и развитие функциональной независимости.

Родителям в данном случае нужно сосредоточиться на нескольких аспектах:

  1. Безопасность – уберите все предметы, которые вы хотели бы сохранить в целости, в недоступное для ребёнка место (не переживайте – это временно, через пару лет вы вернёте вашу китайскую вазу на прежнее место); проверьте и обезопасьте – свивающие провода, шнуры, занавески и скатерти, открытые розетки, источники огня или высокой температуры, неустойчивую мебель, дверцы и ящики, которыми можно прищемить пальцы, опасные средства и вещества. Это поможет не только ребёнку осваивать среду, но и родителям чувствовать себя более спокойно и давать ребёнку больше свободы.
  2. Развитие самостоятельности – привлекайте ребёнка с самого раннего возраста к участию во всех делах семьи – готовить обед, загружать стиральную машину, поливать цветы, складывать одежду в шкаф – и т.д. В этих занятиях ребёнок не только знакомится с реальной жизнью, но и развивает крупную и мелкую моторику, мышление и память (сначала чистим яблоки, потом режем, потом добавляем в пирог), а также – повышает самооценку и чувство собственной значимости и успешности. Обязательно обеспечьте малыша своими собственными маленькими, но настоящими и удобными инструментами, с помощью которых он сможет выполнять все действия успешно. Позаботьтесь о том, чтобы все предметы малыша были у него в доступе – низкие крючки в ванной и прихожей, низкие полки для игрушек и книг – сделают процесс освоения пространства более быстрым и приятным.
  3. Развитие речи – разговаривайте с ребёнком обо всём с самого рождения, называйте предметы и действия нормальными словами, не используя "детский" язык ("ав-ав", "би-би"). Читайте книжки с реалистичными картинками и сюжетами – сказки и мифы для более старших детей, у которых начинает работать воображение. Стихи и песенки очень полезны – они дают представление о ритмичности языка. А вот с буквами мы рекомендуем повременить – тот отдел головного мозга, который отвечает за чтение и письмо, развивается позже, а главной задачей ребёнка до 3-х лет является освоение устной речи.
  4. Социализация – даже если ребёнок в семье не единственный, необходимо обеспечить ему общение со сверстниками – это могут быть дружественные семьи с детьми или дети, гуляющие на соседней детской площадке. Для ребёнка в этом возрасте важно иметь опыт социального взаимодействия не только с членами семьи, но и с другими детьми и взрослыми.

 

  •   Чем традиционная система образования отличается от Монтессори метода?

 

В традиционной системе программы составляются взрослыми (педагогами), исходя из педагогических целей и задач самих взрослых (например, всех детей в 7-ми летнем возрасте необходимо обучить чтению и счёту до 10). В связи с этим, эти программы часто не соответствуют потребностям конкретных детей, так как программы эти массовые – одинаковые для всех, расписание и скорость освоения материала также основывается на представлениях взрослых о "среднем" ребёнке, а дети – все разные, обладают собственным темпом развития, часто неравномерного и индивидуального в плане последовательности и других особенностей освоения знаний.

Мария Монтессори изначально не была педагогом, она была врачом и обладала выдающимися научными способностями. Она не ставила перед собой никаких педагогических задач, но, работая с детьми как врач, наблюдала за их развитием и реакциями на разные стимулы и ситуации. Она выявила многие законы развития детей и доказала, что если педагогика следует этим законам, то развитие ребёнка идёт эффективнее.

В Монтессори-методе главным инструментом учителя является наблюдение за ребёнком (как он развивается) и подготовка специальной среды (включая дидактические материалы), в которой каждый конкретный ребёнок будет развиваться наиболее оптимально. Работа с детьми ведётся индивидуально, большое внимание уделяется не только получению знаний, но овладению практическими навыками, социализации, самостоятельности и творческому развитию.

Можно сказать, что в Монтессори-школе детей учат не ЧТО думать, а КАК думать.

 

  • Какую литературу можно почитать мне, как будущему родителю?

Мы рекомендуем читать любые книги Марии Монтессори, однако, они не всегда отвечают потребностям родителей, так как содержат, в основном, не практические советы, а теоретические обоснования принципов и идей Монтессори-метода. Тем не менее, особенно для будущих родителей, мы рекомендуем прочесть книгу Марии Монтессори "Впитывающий разум ребёнка", в которой суммированы идей Монтессори для детей от рождения до 6 лет. О взгляде на взаимоотношения с ребёнком можно прочесть в книге Марии Монтессори "Ребёнок в семье".

Более практические знания можно получить в книгах:

Монтанаро Сильвана "Понимание человека: важность первых 3-х лет жизни"

Монтегю Эшли "Прикосновение"

Ефимов О.И., Ефимова В.Л. "Педагогика, изменяющая мозг"

Еремеева В., Хризман Т., "Мальчики и девочки – два разных мира"

Стивенсон Сьюзен "Радостное дитя"

Спинелли Патрисия "Другой взгляд на ребёнка"

 

  • Почему столик и стульчик для ребенка от 1 года такие легкие?

Ребёнок после года переживает переломный момент в развитии – он начинает ходить самостоятельно и пользоваться речью. Это знаменует переход на новый уровень независимости от взрослых и самостоятельности, часто малыш на любые попытки взрослых помочь заявляет: "Я сам!" В это время критически важно поддержать стремление ребёнка всё делать самому – помогать ему нужно только в случае крайней необходимости. Это не только создаст хорошую привычку – всё делать для себя самому, а не ждать чьей-то помощи, но и сформирует у малыша чувство уверенности в своих силах, самоуважения и успешности.

Маленький лёгкий столик и стульчик ребёнок сам сможет передвигать по дому в то место, где в данный момент ему удобнее заниматься. Он будет чувствовать себя таким же ценным членом семьи, как и другие – ведь взрослые, если захотят, могут переставить свою мебель!

Не беспокойтесь, что малышу это слишком трудно – в возрасте примерно полутора лет у детей пик периода максимальных усилий – им нравится передвигать и носить тяжёлые предметы, так как они хотят испытать свои силы.

 

  • Как пользоваться тестером для величины предметов?

Если предмет не помещается в стаканчик по ширине или по высоте (торчит), то таким предметом ребёнок до 3-х лет подавиться не сможет, т. е. такой предмет является безопасным с этой точки зрения. Если предмет полностью помещается внутрь стаканчика, то существует опасность, такой предмет является слишком мелким и может застрять в горле маленького ребёнка.

Взрослые должны точно знать, какие предметы в доме, находящиеся в доступе у ребёнка, не представляют опасности, а с какими ребёнок может взаимодействовать только в присутствии взрослого – например, бывают игрушки, которые очень нравятся детям, но имеют мелкие детали (части конструктора, самое маленькое кольцо пирамидки и т.п.)

 

 

  • Почему нужна детская напольная кроватка? Безопасна ли она для малыша, т.к. ребенок может из нее выползти, а рядом не окажется взрослого? Чем не подходит обычная детская кроватка?

Обычная детская кроватка, закрытая со всех сторон решётками, вредна для развития ребёнка с нескольких точек зрения:

  • Во-первых, решётки расчленяют предметы на части, и у совсем маленького ребёнка, который впервые видит большинство предметов, задерживается формирование целостных зрительных образов.
  • Во-вторых, закрытое пространство снижает активность ребёнка и препятствует свободному движению. Учёные установили, что даже новорожденные, если они находятся на открытой поверхности, пытаются двигаться.
  • В-третьих, замкнутое пространство и невозможность самостоятельно воспользоваться кроваткой – ребёнок не может сам "пойти спать" и выйти из кровати, когда проснулся, - формирует чувство беспомощности. Дети часто не любят такие кроватки, возникают проблемы с укладыванием ребёнка спать, так как он чувствует себя "в клетке".
  • В-четвёртых, ребёнок после года, который уже может и хочет участвовать во всех бытовых делах, не имеет шанса научиться заправлять свою кровать самостоятельно.

Развитие движений крайне важно в первые 3 года жизни, это влияет на все области развития ребёнка, особенно – интеллект. В Монтессори-методе мы рекомендуем предоставлять ребёнку свободу движений во всех возможных ситуациях.

Развитие самостоятельности и уверенности в себе – важнейшая психологическая база личности, формирующаяся в первые 3 года и определяющая мировоззрение человека на всю жизнь. Мы рекомендуем предоставлять ребёнку самостоятельность как можно раньше, учитывая безопасность.

Напольная кроватка поможет малышу развиваться гармонично. Разумеется, взрослые должны позаботиться о безопасности окружающей обстановки для малыша, когда он просыпается и может решить "прогуляться по дому" – но это необходимо сделать в любом случае, если в доме есть ползающий младенец.


 

Если вы не нашли ответ на интересующий вас вопрос. Задайте его при помощи обратной связи с пометкой "вопрос к эксперту".



Обратная связь

Поля помеченные звездочкой (*) являются обязательными для заполнения.